Директор Департамента корпоративного управления Минэкономразвития Анна Попова: "Деятельность страховых организаций строится на доверии клиентов к страховщику. В случае возникновения финансовых затруднений и проблем со страховыми выплатами доверие к страховщику со стороны клиентов вернуть практически невозможно, поэтому решать финансовые затруднения страховщиков необходимо на самых ранних стадиях".
Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии,
1 ноября 2006 г.
От концепции к законопроекту 1961 просмотр
Временная администрация как механизм предупреждения банкротства страховых организаций
Интервью Директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России А.В. Поповой - Анна Владиславовна, в августе 2005 года утверждена подготовленная специалистами вашего Департамента концепция проекта федерального закона, касающегося вопросов банкротства финансовых организаций. Какие изменения содержания законопроекта произошли с момента утверждения концепции? - Действительно, 15 августа 2005 года Комиссией по законопроектной деятельности при Правительстве РФ была утверждена Концепция, предусматривающая изменения в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части особенностей банкротства финансовых организаций. Концепцией предполагалось введение общих принципов банкротства страховых организаций, а также расширение перечня финансовых организаций. Концепцией также было предусмотрено уточнение требований к кандидатуре арбитражного управляющего финансовой организации и создание механизмов защиты нарушенных в связи с банкротством финансовых организаций материальных прав граждан. Однако в ходе работы над проектом федерального закона выявилась необходимость большое внимание уделить мерам по предупреждению банкротства. Причиной тому является специфика финансовых организаций. В частности, деятельность страховых организаций строится на доверии клиентов к страховщику. В случае возникновения финансовых затруднений и проблем со страховыми выплатами доверие к страховщику со стороны клиентов вернуть практически невозможно, поэтому решать финансовые затруднения страховых организаций необходимо на самых ранних стадиях. В ходе совместной с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и профессиональными объединениями финансовых организаций работы разработан текст законопроекта, который в настоящее время проходит процедуру согласования. Необходимо отметить, что по основным концептуальным вопросам позиции федеральных органов исполнительной власти совпадают, однако остается не мало моментов, по которым предстоит дальнейшая работа. Учитывая вышеизложенное важно подчеркнуть, что законопроектом большое внимание уделяется не только особенностям процедур банкротства, но и мерам по предупреждению банкротства. В связи с возрастающей ролью страхования в Российской Федерации основное внимание уделено предупреждению банкротства страховых организаций. Среди мер по предупреждению банкротства можно выделить такие как: разработка и реализация плана финансового оздоровления страховой организации; увеличение размера уставного капитала страховой организации; взыскание дебиторской задолженности; сокращение кредиторской задолженности; изменение структуры активов; изменение тарифной политики; введение временной администрации страховой организации. Необходимо отметить, что некоторые из указанных мер уже сегодня закреплены на подзаконном уровне, однако, по нашему мнению, законодательное закрепление и систематизация таких мер позволит повысить их эффективность и обеспечит положительные результаты принятия таких мер.
- Среди мер по предупреждению банкротства вы упомянули временную администрацию. Какой механизм введения временной администрацией предполагается законопроектом? - Временная администрация - одна из основных мер по предупреждению банкротства. Однако именно эта мера вызвала много дискуссий по вопросу конкретного порядка введения и действия временной администрации. Эти вопросы в настоящее время обсуждаются в рамках доработки законопроекта. Законопроектом предусмотрено, что меры по предупреждению банкротства страховой организации принимаются в случаях: - неоднократного отказа в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по истечении более чем десяти дней с момента возникновения обязанности удовлетворения таких требований; - неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше десяти дней со дня наступления даты ее исполнения по причине отсутствия или недостаточности денежных средств на счетах страховой организации; - снижения величины собственных средств по отношению к размеру уставного капитала по данным отчетности; - снижения фактического размера маржи платежеспособности страховщика до такой степени, когда фактический размер превышает нормативный размер маржи платежеспособности страховщика менее чем на 30%; - изменения структуры активов страховой организации, предназначенных для покрытия собственных средств, если в результате указанного изменения структура активов страховой организации не соответствует предъявляемым к ней законодательством РФ требованиям и (или) нарушение требований законодательства РФ к составу и структуре активов, предназначенных для покрытия страховых резервов и (или) нарушение требований законодательства РФ в части квот на перестрахование и (или) нарушение требований законодательства РФ к порядку и условиям размещения средств страховых резервов. Однако наличие указанных оснований еще не означает безоговорочного введения временной администрации. Так, законопроектом устанавливается обязанность руководителя страховой организации в случае возникновения вышеуказанных оснований направить в орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять надзор за страховой деятельностью (далее - контрольный орган), соответствующее уведомление. При этом к уведомлению прилагается перечень мер по предупреждению банкротства, предлагаемый руководителем страховой организации, реализация которых позволит восстановить платежеспособность страховой организации и (или) устранить риск признания страховой организации банкротом, а также срок реализации указанных мер, который не может превышать три месяца с даты возникновения оснований для применения таких мер. В случае если страховая организация осуществляет вид страхования, связанный с деятельностью профессионального объединения страховщиков и иных организаций, на которые возложена обязанность осуществления компенсационных выплат при невозможности выплаты страховой суммы должником - страховой организацией, руководитель страховой организации обязан направить уведомление также в адрес профессионального объединения страховщиков. С учетом возможных изменений в законодательстве о страховом деле в части саморегулирования в законопроекте предусмотрена обязанность руководителя страховой организации направить такое уведомление и в саморегулируемую организацию. По итогам рассмотрения уведомления контрольный орган в течение пяти рабочих дней с даты получения указанного уведомления проводит выездную проверку деятельности страховой организации и по итогам проверки готовит заключение о целесообразности (нецелесообразности) введения временной администрации. Основания принятия указанных решений четко прописаны в законопроекте, поэтому контролирующий орган не имеет широкого усмотрения в указанном вопросе. В то же время законопроектом предусмотрены случаи, в которых временная администрация вводится на страховой организации безоговорочно: - подача соответствующего заявления страховой организацией; - ограничение, приостановление или отзыв лицензии страховой организации на ведение страховой деятельности в соответствии с законодательством РФ. Временная администрация может быть введена на страховой организации также в следующих случаях: - выявление контрольным органом оснований для применения мер по предупреждению банкротства при отсутствии уведомления страховой организации о наличии оснований для применения таких мер; - подача заявления профессионального объединения страховщиков и (или) иных организаций, на которые в соответствии с федеральным законом возложена обязанность осуществления компенсационных выплат при невозможности выплаты страховой суммы должником - страховой организацией, при наличии одного или нескольких оснований применения мер по предупреждению банкротства страховой организации. Необходимо особо отметить, что решение о введении временной администрации страховой организации принимается одновременно с решением об ограничении, приостановлении или отзыве лицензии страховой организации на ведение страховой деятельности, а в иных случаях - в течение десяти рабочих дней с даты возникновения оснований для введения временной администрации.
- Какой состав временной администрации предполагается, и как он будет утверждаться? - Состав временной администрации в соответствии с законопроектом назначается актом органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью. Законопроектом в отношении членов временной администрации предусмотрено следующее. Временная администрация страховой организации состоит из председателя временной администрации и ее членов. Руководителем временной администрации утверждается арбитражный управляющий, отвечающий специальным требованиям. Руководитель временной администрации распределяет обязанности между членами временной администрации. В случае если страховая организация осуществляет вид страхования, связанный с деятельностью профессионального объединения страховщиков и иных организаций, на которые в соответствии с федеральным законом возложена обязанность осуществления компенсационных выплат при невозможности выплаты страховой суммы должником - страховой организацией, органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью в состав временной администрации включается кандидатура, представленная таким профессиональным объединением и (или) иной организацией, на которые в соответствии с федеральным законом возложена обязанность осуществления компенсационных выплат при невозможности выплаты страховой суммы должником - страховой организацией. В состав временной администрации страховой организации может также входить представитель органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью.
- Вы упомянули о специальных требованиях к арбитражному управляющему. Какие это требования? Арбитражный управляющий в деле о банкротстве страховой организации должен иметь высшее экономическое образование или сдать экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве страховых организаций, утвержденной регулирующим органом. Кроме того, арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих или конкурсных управляющих в деле о банкротстве страховых организаций арбитражные управляющие: - отстранявшиеся в течение двух последних лет от исполнения возложенных на них обязанностей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них обязанностей; - являвшиеся в течение трех последних лет руководителями или иными должностными лицами страховых организаций, у которых была отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности, за исключением случаев исполнения обязанностей члена временной администрации страховой организации. Конечно, арбитражный управляющий также должен соответствовать общим требованиям, установленным законом о банкротстве к арбитражным управляющим.
- Скажите, какие задачи предполагается поставить перед временной администрацией и какими она будет наделена полномочиями? - Перед временной администрацией, несомненно, должны быть поставлены следующие задачи: - применение или контроль за применением мер по предупреждению банкротства страховой организации; - предупреждение возникновения новых обязательств страховой организации; - устранение оснований отзыва (приостановления) лицензии страховой организации; - выявление оснований ответственности руководства страховой организации. Основную задачу временной администрации можно условно разделить на две части - первое - это обеспечение сохранности имущества, второе - проведение анализа финансового состояния страховой организации. В целях выполнения своих задач временная администрация должна быть наделена правом знакомиться со всеми финансовыми и юридическими документами страховой организации, в том числе составляющими коммерческую тайну. Кроме того, ее работа невозможна без обеспечения права давать обязательные к исполнению распоряжения сотрудникам страховой организации. Полномочия временной администрации в соответствии с законопроектом будут зависеть от того, приостанавливаются или ограничиваются полномочия исполнительных органов страховой организации.
- По вашему мнению, какие результаты последуют за принятием указанных вами поправок? - Указанные изменения - это лишь часть законопроекта, но очень важная часть. Временная администрация - это наиболее эффективный способ применения мер по предупреждению банкротства, поскольку именно этот механизм позволяет совместить усилия контролирующих органов, профессиональных объединений и самих страховых организаций. Конечно, не стоит рассматривать вышеуказанный механизм как конечный вариант, поскольку этот механизм еще будет обсуждаться и его детали могут поменяться в процессе доработки законопроекта. Но само существование временной администрации как механизма предупреждения банкротства страховой организации поддерживается большей частью федеральных органов исполнительной власти, а также самим сообществом страховщиков.
Вся пресса за 1 ноября 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Тенденции
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 апреля 2025 г.

|
|
Агроэксперт, 1 апреля 2025 г.
Елена Фастова: задача максимум — охватить в 2025 году страхованием 25% посевов РФ

|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 1 апреля 2025 г.
Жители Большой Тюмени получили 55 миллиардов страховых выплат

|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 1 апреля 2025 г.
Сенатор Двойных: агрострахование должно охватить больше сфер

|
|
Газета.Ru, 1 апреля 2025 г.
Мужчина трижды застраховал жизнь матери, а затем расправился с ней ради денег

|
|
Финмаркет, 1 апреля 2025 г.
Общие выплаты по договорам всех видов агрострахования с господдержкой за 2024 г. составили 8,8 млрд рублей

|
|
СенатИнформ, 1 апреля 2025 г.
В СФ предложили расширить страхование виноградников и аквакультуры

|
|
ТАСС, 1 апреля 2025 г.
Президиум ВСС утвердил требования по управлению сложным страховым продуктом

|
|
korins.ru, 1 апреля 2025 г.
Вместо поиска новых сотрудников страховщики предпочитают нагружать работой старых

|
|
korins.ru, 1 апреля 2025 г.
Страховщики запускают первые продажи продуктов ДСЖ

|
|
korins.ru, 1 апреля 2025 г.
Президиум Всероссийского союза страховщиков утвердил Требования по управлению сложным страховым продуктом

|
|
Ветеринария и жизнь, 1 апреля 2025 г.
Страховщики обязаны возмещать ущерб за сбитых животных

|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 1 апреля 2025 г.
В Новосибирской области будут судить автоподставщиков, устроивших 23 ДТП

|
|
CNews.ru, 1 апреля 2025 г.
Программа автоматизации автопарков ID20 интегрировалась со страховыми компаниями

|
|
Бел.Ru, Белгород, 1 апреля 2025 г.
Дело о сбитой в Белгородской области косуле стало прецедентом на всю Россию

|
|
Общественное мнение, Саратов, 1 апреля 2025 г.
Восемь саратовцев пойдут под суд за инсценировку ДТП с дорогими фарами

|
|
Провинция.ру, 1 апреля 2025 г.
Стоимость страховки от паводка резко увеличилась в Тюменской области

|
|
Gorod.lv, 1 апреля 2025 г.
В Латвии изменились скидки на OCTA для инвалидов и фермеров

|
 Остальные материалы за 1 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|